После проведённой подготовительной работы: определение целей, изучение местности, создание инструментов по продвижению себя в массы… и даже групповых мероприятий, пора выходить «в поле» и проводить «разведку боем»…
Часть 6. Информационное интервью – Information Interview
Сильному ни к чему, слабому – не поможет!..
- Дмитрий Исмагулов, 2007
Информационное интервью – процесс сбора интересующей информации посредством интервью людей, работающих в целевой компании или отрасли. Обычно провидится воочию, но иногда можно воспользоваться телефоном.
С телефоном на первых порах конечно сложно. Особенно говорить :). Поэтому я предпочитал встречаться лично. Тем не менее, я провёл несколько телефонных интервью в основном с людьми находящимися далеко за пределами Калгари: Торонто, Ванкувер… Преимущества телефонного интервью заключается в том, что можно открыто использовать список вопросов, предварительно записав их. Воочию это получается не всегда.
Цели информационного интервью:
- собрать информацию о специфической области деятельности интересующей Вас компании;
- помогает установить развить сеть контактов в компании;
- получить информацию о возможных вакансиях в компании и требованиям;
- получить рекомендации по наилучшему пути движения к намеченной цели, при необходимости – совет по корректировке целей;
- изучить специфические термины (сленг, жаргон), а так же внутреннюю культуру компании (микроклимат, взаимоотношения внутри)
- и т.д.
Основное отличие информационного интервью от интервью при приёме на работу, это диаметрально противоположное разделение ролей. Если при приёме на работу большинство вопросов адресовано Вам, то при информационном интервью вопросы и инициатива должны исходить от Вас. Помните знаменитое: – Здесь вопросы задаю я! :)
Нужно чётко представить и определить, прежде всего для себя, разницу и отличие от информационного интервью и интервью при приёме на работу. Ваша цель – собрать интересующую информацию. Очень тонкая деталь – вы спрашиваете о компании, текущей ситуации в отрасли, будущих вакансиях… Но никогда не предлагаете себя открыто, в лоб. А постепенно, пытаетесь найти общие темы, войти в контакт, а уж там… Как повезёт…
Поиск респондентов
На мой взгляд, самое сложное в процессе интервью – это организовать его (назначить встречу). Ведь нужно знать с кем. Очень важно найти «нужного человека»… Для этого используем все имеющиеся каналы… и смекалку. Об этом я писал в предыдущих частях.
Сложность заключается в том, что, как правило, люди, интересующие вас, будут очень заняты. Запаситесь терпением. Мне приходилось назначать встречи на 2 месяца вперёд. Это, конечно, экстрим, но в среднем срок 1-2 недели. Удобное место и время встречи определяет ваш респондент. Конечно, вы можете сдвинуть время и место, но очень аккуратно. Помните, кому больше нужна эта встреча.
Подготовка к интервью
Кто в океане видит только воду,
Тот на земле не замечает гор…
- В. С. Высоцкий
К каждому интервью нужно готовиться: собрать максимум информации о компании, отделе, сотрудниках, конкретном человеке – LinkedIn Вам в помощь! Вряд ли кого-то впечатлят заинтересуют общие вопросы о компании, ответы на которые можно найти на официальном сайте. На интервью нужно прийти подготовленным и информированным.
Кроме того, необходимо продумать вопросы и темы, которые вы хотите обсудить. Для себя я рисовал возможные сценарии интервью, продумывая вопросы и возможные ответы. Но использовал эти сценарии, только на этапе подготовки. Жизнь она намного интереснее и «непредсказуемее», чем любой сценарий. Тем не менее, само наличие списка вопросов и сценарный процесс подготовки был, безусловно, полезен.
Список вопросов
Стандартные общие вопросы могут быть следующими:
- How did you get into this field? What is your educational background? Your career path to your current position?
- How did you get your job? What are the other job search methods that are useful in this field? What are the typical entry level positions?
- Are there any courses/types of jobs/volunteer positions you would recommend as preparation for this field?
- Do you think this field is expanding or stable? Are there any significant changes you can foresee regarding this industry?
- Can you give me a description of a typical day?
- What are the challenges and rewards of your position?
- What skills/qualities do I need to be successful?
- Are there associations in the field to contact or professional journals that you subscribe to?
Только не нужно их задавать списком – выберете 2-4. А затем переходим к специфическим вопросам «Вашей темы». Обычно одним из вопросов, которые полезно обсудить – это уровень зарплаты. Что бы примерно ориентироваться в должностях и зарплатах используем сайт - http://www.glassdoor.com и ему подобные.
Мне рекомендовали задавать 3 обязательных вопроса на каждом информационном интервью:
- Can you please describe the best employee you've had in this position?
- In your experience what is the average salary for this position in this industry?
- Can you refer me to 3 other people who could help me in my informational research?
Придерживаясь этой тактики можно постоянно расширять свой круг контактов. Конечно, это примитивный список вопросов – для примера исключительно. Можете использовать его или составить свой.
Информационное интервью
— Вы в самодеятельности участвуете?
— Участвую! (Зачем я соврал, я же не участвую. А зачем он спросил? - Зубы заговаривает…)
- Бриллиантовая рука, 1968
Форма одежды. Помните, что у вас не будет второго шанса
произвести первое впечатление. Оденьтесь соответствующе. Дальше распространяться на эту тему, думаю, лишнее.
произвести первое впечатление. Оденьтесь соответствующе. Дальше распространяться на эту тему, думаю, лишнее.
Место. В большинстве случаев 9 из 10 это кафе. Будьте осторожны и предельно точны с местом встречи. Его, ведь, изменить нельзя.. У меня был неприятный случай, когда мы договорилось встретиться в кафе Tim Horton's в районе Chinook center. Проблемой оказалось то, что в этом районе 2 кафе Tim Horton's. Дальше как в песне – Мы оба были: я у аптеки, а я в кино искала вас… В общем, не встретились – поговорили по телефону. С кафе есть ещё один небольшой трюк – платите Вы! Это, конечно, не обязательно… Но, выглядит намного лучше и стоит недорого запоминается. У меня был случай, когда меня позвали на вторую встречу, что бы угостить меня пивом кофе «в ответ»…
Время. Следите за временем интервью. Обычно на интервью отводится 10-15 минут. Вначале поинтересуйтесь, сколько времени есть у вашего респондента на это интервью. Чётко придерживайтесь означенных рамок. Когда закончится время – проинформируйте собеседника об этом. Обычно, если он заинтересован – то время легко продлевается, конечно, если у него нет другой встречи. В этом случае – контроль времени уже не ваша забота. Рекордная продолжительность информационного интервью у меня была 1,5 часа, вместо отведённых 20 минут… Учитывайте и такую возможность развития событий при планировании времени. Обидно будет спешить по своим делам «на самом интересном месте»…
Помните, что вы должны задавать вопросы и слушать, а не говорить. Идеально, если ваш собеседник будет говорить 80% времени. О чем люди охотнее всего говорят? Вернее о ком? О себе, любимом… Используйте этот приём.
- О своей скромности он мог говорить часами…
Избегайте использовать информационное интервью, как ещё одну возможность распространения своего резюме. Это вряд ли сработает. Достаньте его, когда попросят. А лучше вышлите его после, мол, я же не пришёл устраивать на работу – мы просто говорим. Мой коллега (айтишник, инженер) поступал очень хитро. Он просил своих собеседников помочь проверить и отредактировать резюме. Так он убивал 2-х зайцев – резюме читалось, корректировалось и тема разговора была определена идеально. Мне не доводилось пока прибегать к такой тактике… Я обычно, показывал портфолио. Там картинок больше!
На интервью можно подчерпнуть много нового. Полезно, с разрешения собеседника, делать заметки… В большинстве случаев, информационное интервью выглядит, как обычный разговор на заданную тему…
Поблагодарить!
Одной из целей интервью – оставить хорошее впечатление и постараться, что б тебя запомнили. Идеально, если тебя порекомендовали кому-то. Опять же не забываем правило 6. Что б тебя запомнили надо представиться минимум 6 раз (психология). Считаем: звонок и письмо с просьбой о встрече, встреча (пожимаете руку и спокойно смотрите в глаза), визитка (обычно её вертят в руках на встрече, не зная куда деть)… Нужно ещё 2! Вот тут и используем здешнюю хорошую традицию благодарить после встречи. Пишем письмо с благодарностью и дополнениями, которые вы не успели обсудить. Ещё один… Придумайте сами. J
Быть в контакте!
Помните, что очень важно поддерживать отношения – делиться своими успехами… Примерно раз в 3-4 месяца пишите письма людям, с которыми вы хотите поддерживать контакты. Я был очень удивлён, сколько людей помнят меня даже после одной встречи.
Если заинтересовал вопрос, вот несколько ссылок по теме «Информационное интервью»
...
Заканчивать интервью нужно весело. Ну, я так считаю….
В завершении немного юмора по схожей теме:
Удачи!
Продолжение Часть 7
Оценка
Не забываем оценивать материал.
Интересно!? - Поставь соответствующую галочку!
Оценка
Не забываем оценивать материал.
Интересно!? - Поставь соответствующую галочку!
даже очень
ОтветитьУдалитьОтличный труд. Браво маэстро !
ОтветитьУдалитьПознавательно =)
ОтветитьУдалитьЗдорово! Спасибо.
ОтветитьУдалитьспасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо. Всё это так непривычно.
ОтветитьУдалить