31 марта 2012 г.

О доходах и налогах

Последний день отчета по налогам - 30 апреля. Еще можно успеть все сдать и отправить...

2 недели назад закончил и сдал налоги за 2011 год...  а неделю назад получил возврат налогов! Некоторые мысли на тему...
У бухгалтеров год заканчивается не в декабре, а когда сдадут годовой отчет... В этом плане, как привет из прошлой жизни - налоговая декларация за 2011 год...

В этом году в ноябре у меня начался курс по налогам (специально отложил его на налоговый период). Два предыдущих года я заполнял декларацию "руками". Первый год - обязательна подача на бумажном носителе, второй год - по инерции и по бухгалтерской привычке.... На работе почти все налоги подаем в электронном виде, решил, почему бы не попробовать и с личными финансами...

Ни в коем случае не считаю себя специалистом по налогам. Опишу только общие вопросы.

Конкретные вопросы надо рассматривать отдельно и очень специфично. Законодательство обширное, и случаи бывают разные.

Ситуация с налогами наемных работников мне знакома с 2-х сторон. Попробую описать ее в общих чертах. Если в чем-то ошибусь, пусть меня поправят старшие товарищи...

Подоходный налог с наемных работников
Подоходный налог в Канаде большинством наемных работников платится в течении года с ежегодной подачей декларации до 30 апреля следующего года. Наниматель обязан удерживать у работников фиксированный процент при каждой выплате. По прогрессивной шкале в среднем получается 20% удержаний (+/- 10%).

В конце года (до 1 марта) каждому работнику отправляется форма Т4 Statement of remuneration paid, в которой указываются сумма  начислений и удержаний за отработанный период. Копия формы T4 отправляется в налоговую - Canada Revenue Agency (CRA). Если вы работали в нескольких местах, то у вас в начале марта будет несколько форм Т4.

Обычно, мы отправляем форму T4 нашим сотрудникам после окончательного расчета за декабрь, т.е. в конце января. Это позволяет им раньше отчитаться по налогам и получить переплаченные налоги обратно.

Переплаты? Как возникают переплаты?
В большинстве своем переплаты возникают за счет того, что льготы по налогам применяются в момент декларирования доходов, а не в момент их выплаты. Скажем проще, в течении года компания удерживает подоходный налог по средней шкале, устанавливаемой правительством, а в конце года каждый налогоплательщик применяет свой “список льгот”. Льготы индивидуальны, разнообразны и могут существенно скорректировать сумму налога. После подачи декларации CRA возвращает переплату. Поэтому форму декларации Т1 Income Tax and Benefit Return, часто именуют tax return - налоговый возврат.

Кроме того, переплата может возникнуть при единоразовой выплате крупных сумм: бонусов, премий, коммиссонных и т.д. Так как шкала налога рассчитана на ритмичные выплаты, то при единовременном крупном платеже налогов заплатится больше. В подробности вдаваться не буду, просто знайте такую особенность, если предстоит большая выплата, чтоб сэкономить на налогах, нужно ее "размазать". Не всегда это работает, но не удивляйтесь, если обнаружите вместо привычных 80% начислений только 70% или того меньше.

Безусловно, переплата налогов - это зло! Госудаство признает это и позволяет налогоплательщикам корректировать суммы удержаний. Для этого ежегодно надо подать в бухгалетрию формы TD1 Фередальную и провинциальную (TD1-AB). Пример - TD1 2012 Personal Tax Credits Return. В этом году, с рождением дочки у меня с марта сумма налогов снизились в среднем на 15%. Так что, рекомендую запомнить и заполнить...

Виды удержаний
К основным видам удержаний можно отнести: income tax (подоходный налог), canadian pension plan (CPP - пенсионный фонд), employment insurance (EI - страховка по безработице). максимальные суммы CPP и EI фиксированы на год, на 2011 год они были 2218 и 787 соответсвенно.

Подоходный налог
Сам налог на доходы делится на 2 части - федеральную и провинциальную. Федеральный налог действует на территории всей Канады. К нему добавляется провинциальный налог соответствующей провинции. Система построена таким образом, что расщепление налогов не является заботой налогоплательщика. Что, на мой взгляд, правильно. Поясню. При уплате налогов вам не стоит беспокоиться, сколько и куда вам нужно заплатить, помнить МФО/БИК/коды и т.д. Общая сумма чеком или эл. переводом отправляется в адрес CRA. Дальше их забота: деление на федеральную и провинциальные части, CPP и IE.

Лирическое отступление (для бухгалтеров)

Все познается в сравнении. В мою горячую бухгалтерскую юность в один год по нашей компании у меня было 57 субсчетов счета 68.

Для не бухгалтеров поясню 57 видов налогов, по которым велся отдельный аналитический учет: сдавались декларации, перечислялись суммы (с соответствующими кодами на соответствующие банковские счета в соответствующих банках)... 57! Как вспомню - так вздрогну! 

В тот год было много изменений налогового законодательства и отменялись одни виды и вводились другие. Помню в названии одного сбора было 29 слов.... Зачем?

Для сравнения сейчас у меня в компании налоговых счетов 11 (что много). 5 из них - PST - 
Provincial Sales Tax, так как мы работаем в 5 провинциях Канады и платим этот налог. 

Отвлёкся!

В Альберте провинциальный налог - 10%. Федеральный налог счиается по прогрессивной шкале. В 2011 году она выглядела следующим образом:

Доход    Процент

  41,544    15%

  83,088    22% с суммы разницы, превышающей 41,544

128,800    26% с суммы разницы, превышающей 83,088

большее никто не платит - 29% суммы разницы, превышающей 128,800

Сразу оговорюсь, считать налоги "в лоб" нельзя. Надо сначала разобрать все возможные льготы. А затем остаток обложить налогом. В большинстве своем все стремятся к 15%.  Во всяком случае, так хотят.
 
Основные новшества в этом году для нас - это Registered Retirement Savings Plan (RRSP) . RRSP - основная причина возврата налогов этого года. В прошлом году у нас не было лимита. Так же этом году мы смогли списать медицинские расходы прошлого года.Этот тип расходов можно списывать за лучший календарный год. Подробности напишу, если будет интересно...

Программа для расчета налогов (какая не буду писать) сделана очень толково, и у меня не возникло никаких вопросов в процессе заполнения данных. Сформированные файлы в электронном виде были загружены на сайт налоговой и через 9 дней пришли деньги и финалный Tax Assessment (Подтверждение уплаты налогов). Мне даже понравилось!..

Кроме того, отмечу отличную работу налоговой службы. Отличную от той, с которой мне по роду службы приходилось сталикватьсмя там... На сайте можно найти почти все. Если нет - легко позвонить или написать запрос. Вопросы решают! Проверял!

Примерно так мне видится ситуауция в общем виде, если тема будет интересна продолжу ее развивать в следующих публикациях. Задавайте наводящие интересующие вас вопросы.

Не забудьте заплатить налоги!
Берегите себя!



11 комментариев:

  1. очень хорошая и нужная тема :) Михаил опередил - как раз у меня назрел вопрос, с которым и хотела обратиться к жителям Канады, как заполняется налоговая декларация, что в ней показывается и т.д. да, и еще, когда и каким образом начинает эмигрант отчитываться о своих доходах за год????

    ОтветитьУдалить
  2. Не в конце марта, а в конце апреля дедлайн,
    не вводите людей в заблуждение :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. +1
      Generally, your return for 2011 has to be filed on or before April 30, 2012.

      Удалить
    2. Да, зарапортовался - все-таки 10 лет deadline был очерчен на 30 марта...

      Спасибо, поправил!

      Удалить
  3. Так..а если человек Self-employed - работает дома и на себя? как ему вести учет доходов и соответственно, расплачиваться с налогами?
    Если в России индивидуальный предприниматель доказывает доходы и расходы актами и платежками (бумажки), а так же расчетным счетом, то как это происходит там?

    ОтветитьУдалить
  4. У меня Self-employed будет в следующием году. Не в этом...
    Об этом дополнении при случае расскажу.

    Практика таже - собираем все бумаги подтверждающие доходы и расходы. Декларацию подаем, документы - храним. Так как в большинстве безналичные расчеты преобладают, следить за этим не сложно.

    У наших друзей CRA запросила все подтверждающие документы по налогам за 3 года. Здесь тоже существует мониторинг и выборочные проверки. Вот только намного спокойнее это происходит и без присущей нервотрепки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да для Self-employed будут еще пара дополнительных форм к общиему комплекту.

      Удалить
    2. Спасибо :) Буду ждать :)

      Удалить
  5. Спасибо за ваш труд!!! Очень полезная информация!

    ОтветитьУдалить
  6. Проба пера, особо времени нет все рассписать подробно...

    ОтветитьУдалить