10 мая 2010 г.

Встреча с доктором Лионелом Ларошем или Культурные различия - 2


Как обещал полтора месяца назад, сегодня расскажу о встрече с Др. Л. Ларошем (Dr. Lionel Laroche).



Общее впечатление - было очень интересно и познавательно. Получил очередную порцию «информации к размышлению». В план встречи так же входили ответы на вопросы. Помните, я обещал подготовить их. Правда, мне удалось задать только два, но посчастливилось запечатлеть себя на память и взять автограф у доктора.



В рамках программы наставничества (Mentorship Program) под эгидой The Center for Career Advancement, CRTP Unit and the ESL Department / Bow Valley College проходила лекция Др. Лионела Лароша в Калгари. Тема выступления была озаглавлена так - Transitioning Internationally Trained Professionals into the Canadian Workforce.



Так как желающих ожидалось много, предварительно участникам программы были разосланы приглашения. Хотя, на входе никто не проверял приглашения, списков не было и неприглашённый вполне мог прийти. Знал бы я – позвал бы друзей…

 
Встреча проходила в John Dutton Theatre (Calgary Public Library). Зал, рассчитанный 400 мест, был заполнен примерно на 35%-45%. Организаторы явно просчитались с аудиторией (могли бы пригласить больше людей). Жаль!

 
В начале встречи был сделан краткий доклад. Слышавшим его впервые было что подчерпнуть. В зале не раз пробегала волна удивления, восторга и восхищения. Доктор Ларош владеет стилем, умеет говорить и управлять аудиторией. И рассказывает интересно, приводя яркие примеры, и не боится «острых» слов по теме.


 
Основанные моменты, которые были затронуты в ходе короткой лекции (длилась она около 1,5 часа), отражены и подробно освещены в предыдущих видео (см. тут).

Как это и положено, было много «лирических отступлений», акцентов и примеров. Я сделал краткий конспект его выступления, пропустив моменты, представленные на видео. Некоторые пример не записывал, не успевал… :0).

 
Приведу краткие тезисы, не развивая мысли (уж простите за стиль – недостаток времени)... Если есть вопросы – задавайте поясню.

 
I can tell it for you for free.

        - Dr. Lionel Laroche



Когда иммигрант попадает в Канаду, его Soft Skills (социальные навыки, навыки межличностного общения) в одну ночь обнуляются. Soft Skills является ключевым фактором успеха в канадском обществе. Соотношения Soft Skills и Technical Skills (технические навыки) в Канаде примерно 50% на 50%. В Европе (и в остальном мире) соотношение примерно 20% на 80%. Т.е. больше цениться знания и опыт в конкретной сфере, чем социальные навыки.



Вновь прибывшие думаю по сложившимся в их стране стандартам. Наиболее часто встречающее рассуждение вновь прибывших - учёба гарантирует успех. Они сразу идут учиться и углубляют свои технические навыки, не развивая должным образом социальные. Снова учатся, снова фиаско, снова учёба и т.д. Известны примеры получения нескольких дезигнаций, не приводившие к получению работы по специальности.



Канадцы ориентированы на Soft Skills и коммуникацию. Часто говорят: «…мы тебя всему научим! Главное, что бы ты нам подходил…» Пресловутый канадский опты нужен не для оценки технических знаний, а для понимания социальных навыков человека. Что бы можно по рекомендации понять, подходит он или нет. Ведь нестандартное поведение в рабочей обстановке может вызывать недоумение, удивление, раздражение и непонимание…

 
Например, самый простой навык - публичное выступление. Впервые канадцы сталкиваются с выступлением перед аудиторией в детском саду - Show and Tell (покажи и скажи). Большинство иммигрантов получили опты первого выступления перед аудиторией в старших классах средней школы или в институте. А это разница в 10-15 лет практики.

 
Для того что бы быть успешным в Канаде, нужно понимать: как канадцы думают, общаются, реагируют на события… и почему они так делают!

 
Канадцы идентифицируют себя по последним 5-7 годам работы. Принято не просто идентифицировать себя в профессии (профессиональной категории), но и по отрасли (отраслевому делению). Например, бухгалтер по учёту дебиторской задолженности в дорожном строительстве. Очень чётко и специфично. Общие формулировки не ясны, не понятны и не принимаются. Тезис «я все могу делать» - является для канадца пустым звуком – возможная реакция - No way!

 
Хороший пример по самоидентификации. Несколько лет назад в Торонто приехал архитектор из Ирана. Он стал активно искать работу и за полтора года обошёл почти все архитектурные фирмы в Торонто и везде слышал неизменный ответ: – Ты - не архитектор! Это его, мягко говоря, злило. В ассоциации архитекторов ему дали такой же ответ. Он, конечно, устроил скандал: - Как так! У меня диплом и опыт работы 15 лет… Хорошо, что ему попался один добрый человек, который объяснил, что архитектором в Канаде называют человека, который строит отдельные здания. Он же занимался проектированием районов/кварталов городов. Такой род занятий носит в Канаде название Urban Planner. Через неделю он был в ассоциации планировщиков, где его встретили «как родного»…

 
Поиск работы через сеть контактов следует вести следующим образом: определить свою профессиональную принадлежность, найти людей из твоей профессии. Чаще всего это будут ассоциации. Необходимо стать активным членом этой ассоциации: волонтёрство, собрания, встречи – быть вовлечённым в деятельность ассоциации. Волонтёрство должно быть «стратегическим». Т.е. давать либо доступ к контактам, либо возможность показать свои навыки, знания, умения.

 
Для успешного поиска работы необходимо ответить на следующие вопросы: 

1. Кто вы? 
2. Какие проблемы вы хорошо решаете?

Проверьте свои ответы в вашей профессиональной сети контактов.


3. Кто, имея данные проблемы, готов платить за их решение?  
4. Как дать им знать обо мне? 
5. Как мне доказать им, что я лучше всех справляюсь с этими проблемами?

Проверьте свои ответы в вашей профессиональной сети контактов.


 

Вот вкратце, если есть вопросы – пишите в комментарии.

 
Рекомендую почитать на тему:
Recommended Reading:

Laroche, LF., Managing Cultural Diversity in Technical Professions. Woburn, MA. Butterworth-Heinemenn, 2002

Отрывки см. - здесь.

 
Laroche, L., Rutherford, D. Recruiting, Retaining and Promoting Culturally Different Employees. Woburn, MA. Butterworth-Heinemenn, 2007

2 экземпляра этой книги есть в библиотеке - Calgary Public Library.




11 комментариев:

  1. >3. Кто, имея данные проблемы, готов платить за их решение?
    Он случайно не сказал что делать, если ответ на этот вопрос "Никто?"
    Я-то уже делаю (добираю знаний по смежной специальности), просто интересно.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, очень интересно и познавательно.
    Прочёл на одном дыхании.

    ОтветитьУдалить
  3. Случайно сказал...

    Менять ответы на первые 2 вопроса или менять регион. Например, моряку в Калгари будет сложно найти работу, как и специалисту по строительству портов... :0)

    Так, что Вы поступаете верно... Ну, что интересуетесь...

    ОтветитьУдалить
  4. Как согласуются тезисы "Был бы человек хороший, а делу научим" и "Я специалист по страхованию нежилых помещений на 14 и 15 этаже"? Оба подхода я прочитал только что у Вас, если только верно их понял.

    ОтветитьУдалить
  5. Никто не говорит от том, что возьмут с улицы и обучат профессии. Возьмут специалиста по страхованию автомобилей в России и, подучив Канадской специфике в этой сфере, получат замечательного профессионала.

    ОтветитьУдалить
  6. Тезисы звучали несколько иначе, но, используя Ваши трактовки, поясню. Нет рассогласованности. Для позиционирования при поиске работы говорим про страхование 14 и 15. Это первоначальная стадия – попасть в список на интервью. А там уже из тех, кто знает про особенности офиса на 14 этаже, будут выбирать наиболее подходящего…

    ОтветитьУдалить
  7. подробнее особенности процесса подбора я описал здесь - http://mmw-canada.blogspot.com/2010/04/blog-post_9446.html

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Sveta, спасибо, mmw.
    Конечно, вопрос не праздный - я хочу оценить пределы, в которых могу сменить свою специализацию.
    Юмор ситуации в том, что менять все равно необходимо: моя работа последних лет относилась к программированию в хорошей компьютерной системе - но российского производства (это 1С).

    ОтветитьУдалить
  9. Я работал с 1С последние 10 лет: как бухгалтер, консультант, директор франчайзи, бизнес-архитектор, постановщик...
    И очень редко слышал, что 1С хорошая система. Хотя сам всегда считал, что это имменно так, а гос. Нуралиева русским Гейтсом.
    Мои ребята часто спрашивают меня о здешних системах автоматизации учета. Думаю, что это тема отдельного будущего исследования.
    Сейчас мне после 1С сложно смотреть и работать с местными системами. Пока не могу понять причин. Но разберусь.

    ОтветитьУдалить
  10. Скажем так, это хороший инструментарий. На нем можно реализовать очень многое, из курьезов приведу хотя бы шахматы и интернет-чат (не будем забывать, что это не С++, а учетная система). Чем его наполнить - то есть функционал, бизнес-логика - это уже вопрос зрелости бизнеса, нужно 300 лет подстригать траву на газонах, чтобы потребовался функционал SAP (по словам коллег-программистов, крайне неудобная система, особенно изнутри).
    Еще одна сильная сторона 1С - хорошая проработка налоговой и бухгалтерской отчетности, плюс быстрая реакция на изменения. В России это важно.
    Почему много негатива - потому что низкий барьер входа, много студэнтов и пионэров с кривыми ручками. Оборотная сторона массовости. Я читал на полном серьезе написанное мнение, что в торговом модуле 1С не контролируются остатки товаров на складах. Видимо, человек нанял дешевого внедренца, который не знал, где снять отладочную галочку "разрешить отрицательные остатки".

    ОтветитьУдалить